«Ожившая живопись»: волшебник-мультипликатор Александр Петров «Волшебство на кончиках пальцев. Быстрые движения рук, легкие мазки по стеклу — так рождаются шедевры». Александр Петров — художник, но большинство его творений нельзя повесить на стену. Он рисует анимационные фильмы. И даже не фильмы, а ожившие картины. И не рисует, а выписывает на поверхности стекла, словно оживляя застывшую красоту. «Все рисунки, которые делает художник-аниматор — это часть большого действия. И в этом смысле нужно научиться пренебрежительно — с любовью, но небрежно — относиться к каждому своему рисунку», — говорит он. Хижина старика Сантьяго из повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», капризное море — анимация, которая дышит. И зритель уже не здесь, а там, подставляет лицо соленому ветру. Вместе с рыбаком пытается удержать леску. За «Старика и море» Петрову дали «Оскара» в 2000 году. Но в каждом интервью это, пожалуй, самая нелюбимая для него тема. Единственный академик-мультипликатор Российской академии художеств, призер международных и российских фестивалей ищет путь к совсем иной награде — чтобы природа движения рождала движение души. «Чтобы у человека произошла душевная внутренняя работа, чтобы человек произвел какой-то путь внутри себя во время фильма и после фильма», — говорит он. Если это ребенок — то пусть смеется. А если взрослый — пусть вспомнит о чем-то важном. И из-под клавиш, например, польется удивительно красивая мелодия «Рио-Рита». Он не любит шумиху вокруг себя и своего творчества, стараясь максимально тратить силы на любимое дело. Его личная скромность и душа — в каждом кадре его фильмов. И то и другое — сегодня редкость, которой хочется любоваться. «Ожившая живопись» «Живопись по стеклу» сегодня — это в первую очередь работы Александра Петрова, известные своей необычайной завораживающей красотой. Его техника создания мультфильмов настолько сложна, что практикуют ее в мире всего несколько человек. Этот метод изобрела канадский мультипликатор Каролин Лиф, ее короткометражный мультфильм «Улица», снятый в 1976 году был номинирован на Оскар. Большой популярностью эта анимационная техника не пользуется из-за ее крайней сложности. Сегодня в этом стиле работают редкие художники — Вэнди Тилби, Аманда Форбис и еще несколько человек, но самым популярным мультипликатором в данном направлении остается Александр Петров. Художник использовал данную технологию в семи своих работах и получил за них множество наград. Именно он в одном из интервью назвал технологию рисования на стекле «Ожившей живописью». Александр Петров утверждает, что лучший инструмент для художника – это его пальцы, которые всегда под рукой. К тому же, руками удобнее управлять рисунком, так как его лучше чувствуешь. В масляные краски, чтобы они не засыхали, добавляется особая смазка для велосипедных цепей. Краска наносится или одним, или несколькими прозрачными слоями. Она на стекле подвижна, легко смешивается, перетекает из одного оттенка в другой, ее легко убрать. Белые матовые стекла подсвечиваются особым способом снизу. Иногда художники использует 2-3 яруса стекол. В результате в кадре возникает ощущение воздуха и более насыщенного цвета. Благодаря движению краски и стеклу создается динамика рисунка, его легкость и воздушность. Прорисовка каждой «мелочи» должна быть очень тщательной. Именно благодаря таким деталям зритель чувствует эмоции героя, его боль, радость, удивление или печаль. Рабочее поле при рисовании занимает приблизительно 40 см на 30 см. Рисуется один момент движения, затем он снимается – это один кадр, потом его уничтожают или поправляют и создают следующий рисунок. Другой эпизод – другое мгновение. Эти кадры можно назвать мгновениями так как кадр промелькнет в фильме за 1/24 долю секунды. Получается, что для 1 минуты фильма необходимо нарисовать больше тысячи картин. Следующее мгновение кинокартины рождается путем внесения поправок в предыдущий эпизод. При такой манере к окончанию съемок у художника не остается практически ничего, кроме стекла с последним фрагментом фильма, все плоды трудов — только на пленке. Некоторые художники стиля рисования по стеклу используют ротоскопирование и трехмерное моделирование сцен, прием перенесенный из кинематографа. Это невероятно кропотливый труд. Мультфильм может длится всего 10 минут, а на его создание уходит целый год. Например, фильм Александра Петрова «Моя любовь» создавался 3 года. Для 1 минуты фильма надо нарисовать более тысячи картин. Получается, что в день рисуется до 15 таких картин. И в конце работы художник остается перед стеклом только с последним мгновением фильма да с въевшейся в пальцы краской. Все как в жизни. Прожитые мгновения повторить нельзя. Мультфильмы, подобные работам Александра Петрова, выходят на экраны крайне редко. Каждая новая работа созданная на стекле становится настоящим событием! Именно эти работы сегодня, являются настоящим искусством анимации и ярчайшим явлением в мире изобразительного искусства. (Л. Клопотовский) Мультфильмы Выпускной работой Александра Петрова на Высших режиссерских курсах была картина по мотивам рассказа Андрея Платонова «Корова». Следующий фильм, «Сон смешного человека» по Достоевскому. Человек, задумавший самоубийство, отторгнут от всех и всего, он — один, он — сам по себе. Такое отдельное существование невозможно (отсюда и решение совершить самоубийство), но невозможна и цельность, гармония, золотой век. Очень точно Петров изображает развращение прекрасного мира: кокетство, первое убийство, разобщенность, строительство крепостей, развитие науки. Нет больше мира радости, счастья. Александр Петров смог не только передать сюжет рассказа, но и философию Ф. М. Достоевского. Следующей его работой стала «Русалка», где один человек, молодой послушник, отвечает за грех другого, невинный — несет вину. Ответственность одного за другого (вот в чем выражается связь одного с другим) неизбежна и неотвратима. Олицетворение этой неотвратимости — река, а воплощение ее — русалка. Номинант на Оскара — «Русалка» — завораживает зрителя удивительной красотой истории о грехе и воздаянии, соблазне и прощении. «Русалка» — красивая и печальная сказка о старом монахе и юном послушнике, которого соблазнила красавица, чтобы отомстить старику за грехи молодости, за предательство. «Русалку» Александр Константинович сделал на созданной им самим анимационной студии «Панорама» в Ярославле. Он признался, что это один из любимейших его фильмов и что ему постоянно снится один и тот же сон: он доделывает «Русалку», дописывает конец мультфильма, последние две минуты. С 1996 по 1999 годы Александр Петров жил и работал в Монреале, где снимал картину «Старик и море», благодаря которой художник получил всемирную известность. Чтобы создать этот фильм, художнику потребовалось 30 месяцев напряженнейшего труда. В 2000 году «Старик и море» был удостоен премии «Оскар». В 2006 году А. Петров закончил работу над фильмом по произведению Ивана Шмелева «Моя любовь» (гран-при XII открытого фестиваля российской анимации и фестиваля «Послание к Человеку», лауреат премии Ника-2007 в номинации «Лучший анимационный фильм»). Этот фильм также был номинирован на «Оскар». С 2007 года Александр Петров делится опытом с начинающими авторами в созданной им «Мастерской». Мультфильм «Еще раз» Петров сделал вместе со своими учениками — молодыми аниматорами. Фильм получил премию «Ника» в номинации Лучший анимационный фильм. Тема фильма — вызванные прослушиванием старой пластинки с записью популярной в свое время композиции «Рио Рита» в классическом исполнении оркестра Марека Вебера воспоминания пожилого человека о своем детстве, прошедшем в Ярославле в 1930-е годы. Показан исторический центр города, изображены характерные черты эпохи. Отмечают, что создателям удалось передать атмосферу города того времени, показать «мир чистых воспоминаний, чистых красок и надежд», сделав это динамично и иронично. 1. Сон смешного человека (Достоевский) (1992) 2. Старик и море (Эрнест Хемингуэй) (1999) 3. Моя любовь (2006) 4. Корова (Андрей Платонов) (1989) 5. Русалка (1996) 6. Ещё раз (2010) Студия Александра Петрова 7. Добро пожаловать! (1986) реж. Алексей Караев, худ. Александр Петров

Теги других блогов: мультфильмы анимация художник